01.02.2018

Влияние эротических изображений на восприятие партнера не подтвердилось в репликации

В 1989 году Дуглас Кенрик с коллегами провели эксперимент, в котором было обнаружено, что после просмотра фотографий эротического характера мужчины оценивают своих партнеров как менее сексуально привлекательными и их уровень любви к ним меньше по сравнению с теми мужчинами, которым предъявлялись абстрактные изображения. Безусловно, из результатов этого исследования можно пытаться делать выводы о влиянии на мужчин (у женщин такой закономерности обнаружено не было) эротики, однако они никогда повторно не проверялись. Но в 2016 году группа канадских исследователей провела репликацию этого эксперимента.

Авторы исследования не ставили перед собой цели опровергать результаты Кенрика. Наоборот, они лишь хотели оценить, насколько сильное найденное им влияние эротики. Именно с таким намерением ими были проведены три независимые репликации с использованием приблизительно тех же манипуляций и измерений, что и в оригинальном исследовании 1989 года.

Но были и отличия. Во-первых, сам эксперимент проводился не в лаборатории с группой студентов, а на онлайн платформе Amazon's Mechanical Turk (MTurk). Во-вторых, в третье исследование была добавлена дополнительная переменная – изображения не обнаженных людей противоположного пола. И в-третьих, эротические фотографии, используемые в оригинальном эксперименте, были заменены на современные фотографии по совету самого Кенрика.

Экспериментальной группе мужчин предъявлялось 16 обнаженных фотографий с разворотов журналов Playboy и Penthouse, а группе женщин – из журнала Playgirl. Контрольной группе показывалось 16 абстрактных картин. Каждое изображение предъявлялось на 15 секунд.

Таким образом, суть эксперимента оставалась той же. Сначала предъявлялись изображения, каждое из которых нужно было оценить с точки зрения эстетической привлекательности. После этого участникам сообщалось, что существует гипотеза о том, что любовные отношения влияют на восприятие искусства. Именно с такой аргументацией им были предложены опросники на оценку их отношений. 

Опрос о привлекательности партнера состоял из 6 вопросов: 3 вопроса, ответ на который нужно было написать самим (например, “Оцените продолжительность ваших отношений”) и 3 вопроса, ответ на который давался по 9-балльной шкале. Эти вопросы формулировались следующим образом:
  • Оцените привлекательность партнера (1– сексуально непривлекателен, 9 – сексуально привлекателен), 

  • Оцените привлекательность партнера для других мужчин/женщин (1 – не привлекателен, 9 – очень привлекателен), 

  • Оцените, насколько другие мужчины/женщины хотели бы свидания с вашим партнером (1 – совсем не хотели бы, 9 – очень хотели бы).


Опрос о любви к партнеру включал в себя 13 утверждений, которые нужно оценить по 9-балльной шкалой. Утверждения основывались на шкале любви Рубина (например,Если бы __ плохо себя чувствовал(а), моим первостепенным делом было бы приободрить его (ее)).

Учитывая наличие эротических изображений, испытуемым советовали проходить эксперимент в уединенном месте, а также напоминали, что они в любой момент могут его закрыть, тем самым отказавшись от участия.

Анализ результатов трех исследований показал, что мужчины оценивают эротические фотографии как более привлекательные по сравнению с абстрактными изображениями. Женщины же наоборот – как менее привлекательные. При введении третьего стимула – неэротические фотографии противоположного пола – оценки привлекательности выше именно у таких стимулов как у мужчин, так и у женщин. Более того, найденного в оригинальном исследовании негативного влияния эротических фотографий на оценку привлекательности партнера и любовь к нему обнаружено не было.






Ученые считают, что этому может быть несколько объяснений:
  • За прошедшее время изменилось само восприятие эротики: она уже не расценивается как что-то запретное и редкое;
  • Различия в методе: оригинальное исследование проводилось в лаборатории с группами испытуемых, данные исследования – онлайн и индивидуально;
  • Изображения, предъявляемые в качестве стимула, не являются идентичными;
  • Наблюдавшийся ранее эффект является незначительным или же не существует вовсе. В оригинальном исследовании численность выборки была слишком низкой для того, чтобы полученные результаты были надежными.

_______________________________________________
Balzarini, R. N., Dobson, K., Chin, K., & Campbell, L. (2017). Does exposure to erotica reduce attraction and love for romantic partners in men? Independent replications of Kenrick, Gutierres, and Goldberg (1989) study 2. Journal of Experimental Social Psychology, 70, 191–197. http://doi.org/10.1016/j.jesp.2016.11.003  [PDF]


Автор: Алиса Кузьмина, студентка 2 курса НИУ ВШЭ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий