18.01.2018

Кто использует эмотиконы? Анализ пользователей Facebook

Эмотиконы (или смайлики) – используемые в онлайн-переписке графические символы, которые выполняют роль невербальных индикаторов настроения адресанта и улучшают понимание эмоционального оттенка печатного текста. На сегодняшний день культура использования их в переписке чрезвычайно развита, а эмотиконы из простых скобочек превращаются в эмодзи – полноценные картинки. Есть ли какие-то отношения между индивидуальными качествами человека и тем, как часто и какие эмотиконы он использует? Или наоборот, можно ли сказать что-то о человеке по тому, как много смайликов в его переписке и постах?

На сегодняшний день данные по этой проблеме весьма неоднородные – в одних исследованиях в целом отмечают, что девушки больше пользуются смайликами в личной переписке и на женских форумах, чем мужчины на соответствующих платформах, однако разлница исчезает, если анализировать форумы на гендерно-нейтральную тематику. Другие же исследования говорят о том, что у подростков распределение иное – парни используют эмотиконы активнее, чем девушки.

Авторы данного исследования решили исследовать закономерности использования эмотиконов и использовали для этого данные 86702 пользователей Facebook в возрасте от 16 до 60 лет (59% женщин), которые заполнили личностный опросник International Personality Item Pool (IPIP, измеряющий большую пятерку личностных черт: открытость опыту, экстраверсию, нейротизм, доброжелательность и добросовестность) и дали согласие на обработку и анализ своих публичных статусов. Данные были собраны в рамках myPersonality Project с июня 2007 по ноябрь 2012.

За время сбора пользователи запостили более 2 миллионов эмотиконов и около 89.9% всех пользователей использовали в своих статусах хотя бы по одному смайлику на пост. В таблице можно посмотреть, какие эмотиконы использовались чаще: очевидное лидерство занял улыбающийся эмотикон «:)», который был использован почти миллион раз. При этом в целом было выяснено, что позитивные эмотиконы используются чаще, чем грустные, однако для старших людей это соотношение является более равнозначным.

Самые популярные эмотиконы и их распределение (во всех постах и в среднем на пост)


Если вы задаетесь вопросом о том, почему самые популярные эмотиконы отражают всего несколько эмоций в разных графических формах (например «:)» и»(:» для радости) – то авторы отвечают, что это, вероятно, связано с тем, что такие устоявшиеся эмотиконы лучше подходят для передачи своих эмоций и снижают риск неправильной интерпретации.

Например, можете ли вы сказать, что означает этот эмотикон: %_%, и какую эмоцию хочет передать пишущий? Вы также можете ощутить эту тревогу чрезмерного количества вариантов смайликов, если откроете лист эмодзи или эмотиконов в интернете или на своем смартфоне – как много из всего этого набора вы используете? Можете ли объяснить, что значит каждый из эмодзи и когда его уместно использовать?

По результатам анализа оказалось, что молодые люди постят больше смайликов, чем взрослые, а женщины – больше, чем мужчины (совместно пол и гендер объясняют 16% дисперсии значений постинга эмотиконов). Личностные черты объясняют лишь 2% дисперсии: сильнее всего на частоту и количество использования эмотиконов влияет экстраверсия (β = .12), далее – нейротизм (β = .06) и доброжелательность (β = .05).


По итогам своего исследования авторы заключили, что больше всего на частоту и количество эмотиконов в социальных сетях влияют гендер и возраст, в то время как индивидуальные различия мало определяют активность использования смайликов пользователем.

Впрочем, можем ли мы делать вывод об этих связях, используя лишь публичные данные? Спросите себя: одинаковое ли количество смайликов или эмодзи оказывается в ваших постах и в вашей личной переписке с друзьями? А с начальником? Очевидно, что исследование онлайн-коммуникаций в общем, и использования невербальных средств выражения эмоций в частности – тема не менее сложная, чем исследование речи за пределами интернета.

_______________________________________________
Oleszkiewicz, A., Karwowski, M., Pisanski, K., Sorokowski, P., Sobrado, B., & Sorokowska, A. (2017). Who uses emoticons? Data from 86 702 Facebook users. Personality and Individual Differences, 119, 289–295. http://doi.org/10.1016/j.paid.2017.07.034   [PDF]


Автор: Анна Дедюхина, студентка студентка 3 курса НИУ ВШЭ.

1 комментарий: