04.12.2017

Наличие татуировки искажает восприятия человека другими

В западном обществе люди, имеющие татуировки, часто воспринимаются как криминальные и более склонные к девиантному поведению. Они воспринимаются как менее компетентные, менее социальные и обладающие плохим характером (Seiter & Hatch, 2005), а также как более сексуально доступные (Wohlrab et al., 2009). Несмотря на это, количество людей с татуировками за последние десятилетия выросло.

В исследованиях, рассматривающих восприятие женщин, имеющих татуировки, обнаружилось ещё больше стереотипов. Так, в Британии женщин с татуировками считали менее привлекательными, и в большей степени подверженными алкоголизму (Swami & Furnham, 2007), во Франции мужчины считают, что женщины с татуировками с большей вероятностью согласятся на секс на первом свидании (Guéguen, 2013). Американские студенты оценивают женщин с татуировками как менее привлекательных, менее заботливых, менее интеллектуальных, менее честных и менее религиозных, однако здесь имел значение тип татуировки (Resenhoeft, Villa, & Wiseman, 2008). Подобные предубеждения базируются на вере в то, что татуировки у женщин являются нарушением гендерных норм (Hawkes et al., 2004). Исключением являются женщины творческих/креативных профессий: студенты воспринимали профессора с татуировкой как более творческую личность (Wiseman, 2010; Resenhoeft et al., 2008).

Влияние предубеждений на людей с татуировками варьирует от дискриминации на рабочем месте до непреднамеренной дискриминации целых демографических групп, имеющих татуировки на видных местах, например, этнических меньшинств (Miller et al., 2009). Татуировка – один из физических критериев, по которым легализована дискриминация на рабочем месте. Суд во многих случаях поддерживает дискриминацию людей с татуировками как нарушающих корпоративные стандарты в отношении внешнего вида (Ponte & Gillian, 2007).

Подобные стереотипы оправдывают разницу в социальном статусе и успешности, помогая «объяснить» социальные противоречия между группами (Jost & Banaji, 1994; Stangor, Sechrist, & Jost, 2001). В случае с татуировками, стереотипы о том, что люди с татуировками более криминальны, опасны, и употребляют наркотики, «оправдывают» их дискриминацию.

Kristin Broussard и Helen Harton провели два исследования, в которых попытались преодолеть ограничения предыдущих исследований на эту тему: в предыдущих исследованиях татуировки были представлены не графически, а в качестве словесных описаний. В первом исследовании участвовали 142 студента. В качестве стимульного материала использовались фотографии молодых мужчин и женщин с крупными татуировками (более половины руки), сделанными черной или цветной тушью. Все люди были одеты в повседневную одежду. Участникам исследования демонстрировались два варианта фото этих людей: с татуировками и без (татуировки были удалены с помощью компьютерной графики). Каждый участник исследования должен был оценить двух разных мужчин (с татуировкой и без) и двух разных женщин (с татуировкой и без). 

Испытуемые оценивали людей на фото по 10 шкалам семантического дифференциала (хороший/плохой, честный/нечестный, заслуживающий/не заслуживающий доверия). Потом испытуемые отвечали на вопросы о собственном демографическом статусе и о наличии/отсутствии татуировок и пирсинга, а также об отношении к алкоголю. Результаты подтвердили то, что людей с татуировками ставят более низкие оценки по большому количеству характеристик. Исключением было то, что женщин с татуировками оценивали как более сильных и независимых.
 

 
 

Авторы провели ещё одно исследование на более взрослой выборке. Во втором исследовании участвовало 104 человека, медиана по возрасту 42 года. Процедура совпадала с процедурой первого исследования. Также был включен вопрос об отношении к людям с татуировками: «Как вы думаете, какие существуют предубеждения относительно людей с татуировками?». Результаты исследования оказались схожими. Участники исследования воспринимали людей с татуировками как более сильных и независимых (в этой выборке не только женщин, но и мужчин), однако по остальным характеристиками их воспринимали более негативно. 
 


Из исследования можно сделать несколько интересных выводов. Во-первых, оказалось, что участники исследований, которые сами имели татуировки, оценивали других обладателей татуировок так же негативно, как и участники без татуировок. Возможно это связано с тем, что люди склонны позволять себе большее, чем другим («Мне нормально иметь тату, а им – нет»). 


Еще одним интересным результатом было то, что, похоже, стереотипы о людях с татуировками не безосновательны, т.к., например, участники исследования, имеющие татуировки, действительно употребляли больше алкоголя.

Итак, негативные стереотипы относительно людей с татуировками могут отрицательно сказываться на восприятии конкретных людей, имеющих татуировки. С другой стороны, они могут вести к более позитивному восприятию женщин, которых считают более независимыми и сильными, хотя и менее честными, умными, успешными и способными. Поскольку люди делают татуировки осознанно, это способствует оправданию дискриминации по отношению к ним. И похоже, что сами обладатели татуировок подвержены негативным стереотипам по отношению к себе. 

_______________________________________________
Broussard, K. A., & Harton, H. C. (2017). Tattoo or taboo? Tattoo stigma and negative attitudes toward tattooed individuals. The Journal of Social Psychology, 1–20. http://doi.org/10.1080/00224545.2017.1373622  [PDF]


Автор: Елизавета Кузнецова, студентка 2 курса НИУ ВШЭ.

1 комментарий:

  1. Для большинства это способ выделиться и/или продемонстрировать статус. Для человека, независимого от социальных оценок, причин делать татуировку практически нет.

    ОтветитьУдалить