28.12.2017

Вкусовые предпочтения у людей в паре со временем становятся более схожими

Многочисленные исследования указывают на наличие схожести партнеров в различных областях, а также на то, что с течением времени совместимость партнеров возрастает. Ученые Университета Варшавы (Польша) и Технического университета Дрездена (Германия) заинтересовались, проявляется ли эта закономерность в восприятии вкусов и запахов. Их недавнее исследование показало, что у людей, состоящих в отношениях, с течением времени предпочтения во вкусах и запахах становятся более похожими.

Вообще, процесс питания является важным элементом взаимоотношений в супружеской паре. Известно, что партнеры оказывают влияние друг на друга, и наши пищевые привычки могут меняться под влиянием партнера. Выбор продуктов питания может быть даже предметом конфликтов, поэтому сходство в предпочтениях дает меньше поводов для разногласий и делает отношения более стабильными.

Ученые предположили, что длительность взаимоотношений в паре влияет на схожесть их вкусовых предпочтений, а это в свою очередь повышает уровень удовлетворенности отношениями.

Участниками исследования были 100 пар в возрасте от 18 до 68 лет, которые прожили вместе от 3 месяцев до 45 лет. Для чистоты эксперимента их попросили не курить, ничего не есть и не пить за 30 минут до эксперимента, а также не пользоваться парфюмом. Задача была следующая: испытуемым предъявили несколько запахов и попросили их оценить каждый по 5-балльной шкале. Запахи были представлены участникам в следующем порядке: роза, эвкалипт, бутанол, трава, персик, тимьян, гвоздика, корица, лаванда, томатное пюре, жасмин, лимон, белый шоколад, кедр, копченое мясо, ваниль, мед, клубника, масло, кофе, лук, кожа, банан, солодка, скипидар, зеленое яблоко, ромашка, молоко, имбирь, кока-кола, грибы, груша, сирень, грейпфрут, малина, кокос, дыня, карамель. Следующее задание заключалось в оценке вкусов. Участникам предлагали попробовать на вкус воду с 5 основными вкусами (сладкий, соленый, кислый, умами (вкус глутамата натрия), горький) и также оценить приятность каждого по 5-балльной шкале. Между пробами участники полоскали рот чистой водой. Для анализа схожести обонятельных и вкусовых предпочтений, ученые, во-первых, сравнили предпочтения в каждой паре и вычислили абсолютное значение разницы в оценках, даваемых обоим партнерам каждому запаху и вкусовому стимулу. То есть, чем меньше были эти различия, тем больше схожесть между партнерами. Затем средняя разница была рассчитана путем суммирования различий в предпочтениях по отношению к запахам (схожесть обонятельных предпочтений) и вкусам (схожесть вкусовых предпочтений). 

Ученые исследовали, насколько длительность отношений и удовлетворенность отношениями связаны с разницей в обонятельных и вкусовых предпочтениях у партнеров. Для оценки удовлетворенности отношениями использовался опросник о браке и отношениях (Russell and Wells, 1993), также фиксировалась длительность отношений партнеров.

Результаты исследования показали, что различия во вкусовых предпочтениях уменьшаются с течением времени, при этом снижение различий в обонятельных предпочтениях выражено слабо.


Однако удовлетворенность отношениями напрямую не связана с разницей во вкусовых и обонятельных предпочтениях. 



Поскольку партнеры разделяют домашнее хозяйство (включая кухню и холодильник), скорее всего, они употребляют аналогичную пищу. Общая среда и привычки и, следовательно, воздействие аналогичных обонятельных и вкусовых стимулов, могут формировать сходные предпочтения у обоих партнеров. Также известно, что на совместимость партнеров влияет генетические факторы. Запах тела может предоставлять информацию о генетическом строении человека и может помогать людям выбирать партнеров с оптимальным уровнем генетического сходства. Однако сходство в предпочтениях запахов не означает оптимальность генетического сходства, напротив выбор похожих запахов может быть сигналом более низкой генетической совместимости партнеров и может быть связан с более низкой удовлетворенностью отношениями. Эти данные могут в некоторой степени объяснить результаты, однако необходимы дальнейшие исследования.

_______________________________________________
Groyecka, A., Sorokowska, A., Oleszkiewicz, A., Hummel, T., Łysenko, K., & Sorokowski, P. (2018). Similarities in smell and taste preferences in couples increase with relationship duration. Appetite, 120, 158–162. http://doi.org/10.1016/j.appet.2017.08.035  [PDF]


Автор: Мария Метелева, студентка магистратуры НИУ ВШЭ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий