24.12.2014

Самые обсуждаемые в социальных сетях психологические статьи 2014 года


Все начинают подводить итоги года. Altmetric проанализировал, какие научные исследования обсуждали в социальных сетях, о каких исследования писали в блогах, делали репосты и твиты, и на основе этих данных составила список 100 самых обсуждаемых в социальных сетях статей 2014 года. О методологии можно прочитать здесь. В эту сотню вошли 8 статей по психологии и когнитивным наукам. Давайте посмотрим на эти статьи.

1 место: Эмоции передаются через социальную сеть

На первом месте среди всех статей из всех областей скандальная статья [1] об исследовании, проведённом Facebook. Напомню, в чём оно заключалось. Одной группе пользователей отфильтровали в ленте позитивные посты, а другой – негативные. Результаты показали, что те, кто видел в ленте меньше позитивных постов, сами писали меньше позитивных постов, а те, кто видел меньше негативных постов, писали меньше негативных постов. Таким образом, эмоции, выражаемые нашими друзьями в Facebook, влияют на выражаемые нами эмоции. Вокруг этого исследования возникла активная дискуссия об этичности Facebook и исследователей, проводивших это исследования и написавших о нём статью в научный журнал, которые сделали участниками своего эксперимента более полумиллиона пользователей без их информированного согласия на это. Благодаря этой дискуссии статья попала на первое место в списке самых обсуждаемых.

21 место: Кофеин улучшает долговременную память

Кофеин – известный психостимулятор, имеющий несколько когнитивных эффектов: повышение бдительности, возбуждение, улучшение внимания, снижение рассеяности. Исследователи из Johns Hopkins University и University of California решили выяснить, как кофеин влияет на долгосрочную память [2]. Они провели рандомизированный двойной слепой эксперимент с контролем плацебо эффекта. В первый день испытуемые приняли участие в учебной сессии, в течении которой они обсуждали несколько бытовых предметов, изображённых на картинках, не зная при этом, что впоследствии будет проверяться их память. Сразу после окончания сессии испытуемым давали 200 мг кофе или плацебо. На следующий день испытуемые проходили неожиданный для них тест, в рамках которого им показывали изображения бытовых предметов и просили указать на идентичные вчерашним. Результаты показали, что кофеин, принятый человеком сразу после обучения, помогает лучше помнить материал день спустя. Дополнительные эксперименты показали, что связь между дозой кофеина и эффективностью теста на память нелинейная, оптимальная доза кофеина – одна чашка (200 мг) крепкого кофе. Видео-релиз об исследовании здесь.

24 место: Ручка с бумагой лучше клавиатуры

Люди (особенно студенты на лекциях) всё чаще делают заметки на ноутбуке, а не ручкой на бумаге. Многие исследователи полагают, что делать заметки от руки менее эффективно, т.к. это больше отвлекает от содержания и требует способности к многозадачности (особенно если ноутбук имеет доступ к интернету). Исследователи из Princeton University и University of California экспериментально доказали [3], что делать заметки на ноутбуке действительно менее эффективно, чем от руки, даже если человек использует ноутбук исключительно для того, чтобы делать заметки, не отвлекаясь ни на что постороннее. Испытуемые, делающие заметки с помощью ноутбука, хуже справлялись с тестами по материалу, о котором нужно было делать записи. Делая заметки с помощью ноутбука, испытуемые были склонны записывать материал почти дословно, даже когда их просили этого не делать. Видимо причина различий в том, что делая записи от руки, испытуемые относились к материалу более избирательно, выбирая и записываю только более важную информацию, что позволяло им более эффективно изучать материал.

25 место: Депривация сна и ложные воспоминания

Феномен ложных воспоминаний психологам хорошо известен. Чтобы освежить память, можно посмотреть выступление эксперта в этой теме Элизабет Лофтус. Группа исследователей, и Элизабет Лофтус в их числе, исследовали роль депривации сна в формировании ложных воспоминаний [4]. Результаты показали, что лишение сна увеличивает ложные воспоминания, если депривация происходит до или во время кодирования событий в памяти, но не увеличивает, если происходит после кодирования. Другими словами, недостаток сна сильнее влияет на процесс запоминания, чем на процесс припоминания запомненного.

34 место: Эффект хипстера

Математик Jonathan Touboul разместил в arxiv.org препринт с провокационным названием «The hipster effect: When anticonformists all look the same» [5]. В аннотации он пишет: «В таких разных областях как статистическая физика, спиновые стёкла, нейробиология, общественные науки, экономика и финансы повсеместно встречается ситуация, когда взаимодействующие объекты принимают решение действовать в соответствии с большинством (мейнстрим) или противоположно ему (хипстеры). Тем не менее, упорные попытки выделиться часто приводят к тому, что все хипстеры последовательно принимают одни и те же решения, то есть выглядят одинаково». Для объяснения этого парадокса автор применяет методы статистической физики. Вот в общем-то и всё, что я могу сказать об этой работе, т.к. совсем не разбираюсь в математике и статистической физике, как, наверняка, и большинство тех, кто обсуждал эту статью в социальных сетях. Думаю, что внимание большинства из них привлекло исключительно название.

36 место: Пытка раздумьями

Исследователи из University of Virginia и Harvard University провели серию экспериментов, в которых просил людей просто посидеть 15 минут в пустой комнате и о чём-нибудь подумать [6]. У них забрали гаджеты, блокноты с ручками и любые средства себя отвлечь. Испытуемым нужно было сидеть в кресле и не засыпать. Описывая свои ощущения, испытуемые говорили, что опыт дался им нелегко, они испытывали дискомфорт. Когда то же самое повторили в домашних условиях, большинство не выполнило требований. Испытуемые хотя бы раз отвлеклись на какую-нибудь деятельность (например, просмотр почты). Исследователи решили пойти дальше. Сначала они подвергали испытуемых ударам электрического тока и затем спрашивали, готовы ли они заплатить за то, чтобы больше их током не били. После чего тех, кто согласился заплатить, отправляли в ту саму комнату, в которой на этот раз не было ничего, кроме знакомого им устройства для генерации ударов током. Они также должны были сидеть 15 минут и размышлять. Результаты показали, что 12 из 18 мужчин и 6 из 24 женщин хотя бы однажды по собственной воле ударили себя током. Они это делали, несмотря на то, что такое воздействие не считали приятным и даже были готовы заплатить деньги за избавление от него. Ситуация монотонных размышлений оказалась для них ещё дискомфортнее.

77 место: Тролли просто хотят повеселиться

Все вы когда-нибудь наверняка сталкивались с интернет-троллями, а может быть даже сами любите потроллить других. Исследователи не могли пройти мимо такого феномена. Например, интервью с троллями, специализирующимися на Википедии, показали, что ими движет скука, желание привлечь к себе внимание, отомстить, нанести ущерб обществу или просто получить удовольствие. Канадские исследователи решили выяснить, связано ли занятия человека троллингом с выраженностью у него личностных черт, относящихся к так называемой «Тёмной триаде»: нарциссизм (эгоистическое восхищение сами собой), макиавеллизм (манипулятивность, циничность, прагматичное использование морали), психопатия (асоциальность, отсутствие сочувствия и жалости к другим). К этой тройке они добавили ещё садистские наклонности. Исследователи опросили более тысячи человек об их поведении в интернете, а также измерили у них выраженность «тёмных» личностных черт [7]. Результаты показали, что троллинг положительно коррелирует с бытовым садизмом, психопатией, макиавелизмом, нарциссизмом. Самая сильная связь наблюдалась именно с садизмом. При этом с другими формами поведения в интернете (комментирование, обсуждение важных тем, общение с другими людьми) эти черты не коррелировали. Другими словами, интернет-тролли – это бытовые садисты, троллящие других просто, чтобы весело провести время.

98 место: Инструментальная мотивация ослабляют эффект внутренней мотивации

Психологам хорошо известно, что человеком движут два типа мотивации: внутренняя (он делает что-то, т.к. заинтересован в результате этой деятельности самом по себе), внешняя, или инструментальная (он делает что-то, т.к. заинтересован в том, что последует для него в следствие достижения результата, например, в вознаграждении). Также известно, что внутренняя мотивация лучше внешней, приносит больше удовлетворения от деятельности, чаще связана с более высокой эффективностью (подробнее можно посмотреть мета-анализ). Исследователи из Yale University решили проверить, что происходить, когда человеком движут оба типа мотивации одновременно, что является вполне типичной ситуацией нашей жизни (даже тот, кто невероятно сильно любит свою работу, чаще всего рассчитывает на зарплату) [8]. Примечательность (и, видимо, 98 место в сотне самых обсуждаемых в социальных сетях исследований) этого исследования в том, что оно проведено на выборке в более 10 000 кадетов, которых изучали на протяжении 14 лет их обучения и начала профессиональной службы. Результаты показали, что инструментальная мотивация ослабляет положительный эффект внутренней мотивации. Инструментальные мотивы в обучении могут вытеснять внутренние мотивы, что наносит вред будущим успехам в профессиональной деятельности. Это означает, что необходимо пытаться организовывать деятельность таким образом, чтобы стимулы и вознаграждения не становились целью деятельности, не заменяли собой ценность результата деятельности самого по себе.

_______________________________________________
[1] Kramer, A. D. I., Guillory, J. E., & Hancock, J. T. (2014). Experimental evidence of massive-scale emotional contagion through social networks. Proceedings of the National Academy of Sciences, 111(24), 8788–8790. doi:10.1073/pnas.1320040111
[2] Borota, D., Murray, E., Keceli, G., Chang, A., Watabe, J. M., Ly, M., … Yassa, M. A. (2014). Post-study caffeine administration enhances memory consolidation in humans. Nature Neuroscience, 17(2), 201–3. doi:10.1038/nn.3623
[3] Mueller, P. A., & Oppenheimer, D. M. (2014). The Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking. Psychological Science, 25(6), 1159–1168. doi:10.1177/0956797614524581
[4] Frenda, S. J., Patihis, L., Loftus, E. F., Lewis, H. C., & Fenn, K. M. (2014). Sleep deprivation and false memories. Psychological Science, 25(9), 1674 –1681. doi:10.1177/0956797614534694
[5] Touboul, J. (2014). The hipster effect: When anticonformists all look the same. arXiv:1410.8001
[6] Wilson, T. D., Reinhard, D. A., Westgate, E. C., Gilbert, D. T., Ellerbeck, N., Hahn, C., … Shaked, A. (2014). Just think: The challenges of the disengaged mind. Science, 345(6192), 75–77. doi:10.1126/science.1250830
[7] Buckels, E. E., Trapnell, P. D., & Paulhus, D. L. (2014). Trolls just want to have fun. Personality and Individual Differences, 67, 97–102. doi:10.1016/j.paid.2014.01.016
[8] Wrzesniewski, A., Schwartz, B., Cong, X., Kane, M., Omar, A., & Kolditz, T. (2014). Multiple types of motives don’t multiply the motivation of West Point cadets. Proceedings of the National Academy of Sciences, 111(30), 10990–10995. doi:10.1073/pnas.1405298111

Пост написал Андрей Ловаков для Дайджест психологический исследований

Комментариев нет:

Отправить комментарий