06.09.2014

Надо развеивать псевдонаучные мифы у студентов

Рекомендую посмотреть запись лекции Why Pseudoscience Belongs in the Psychology Classroom, которую прочитал Скотт Лилиенфилд (один из авторов книги «50 великих мифов популярной психологии») на 26 ежегодной конференции Ассоциации психологической науки (видеозапись в конце поста).

Лилиенфилд приводит результаты опросов студентов, изучающих психологию, свидетельствующие о том, что большинство из них верит в психологические мифы, иногда даже в самые невероятные и нелепые. Например,
  • 66% опрошенных студентов верят, что выражение накопившегося гнева – это эффективное средство уменьшение риска возникновения агрессии [1],
  • 45% верят, что во время полнолуния люди чаще ведут себя странно [2],
  • 77% верят, что у людей, страдающих шизофренией, множественная личность, т.е. в одном теле находятся сразу несколько личностей [3],
  • 45% верят, полиграф – верный способ обнаружить ложь [4],
  • 44% верят, что загипнотизированные люди ходят как роботы или зомби и слепо подчиняются приказам [5],
  • и вообще, есть люди, которые думают, что при зрительном восприятии из глаз излучаются крошечные лучи света [6].
И самое тревожное, что после изучения вводного курса по психологии от этих мифов избавляются только 5-6.5% студентов.

Лилиенфилд называет 5 когнитивных источников подобных псевдонаучных мифов:
  1. Наивный реализм (мир такой, каким мы его видим). 2. Склонность видеть паттерны даже там, где их нет, группировать объекты, даже между ними нет ничего общего. Частным проявлениями являются:
    - Парейдолия – формирование иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта, самый яркий пример – узнавание очертаний лиц там, где их нет.
    - Апофения – способность видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных (пост у scinquisitor).
  2. Вера в существование единой силы, создавшей и управляющей всем, что есть в мире (например, в бога).
  3. Поиск подтверждений имеющихся ошибочных представлений.
  4. Слепота к ошибкам.



Также всячески рекомендую к прочтению книгу 
Лилиенфельд, С. О., Линн, С. Д., Русио, Д., & Бейерстайн, Б. Л. (2013). 50 великих мифов популярной психологии. М.: Эксмо.

_______________________________________________
[1] Brown, L. T. (1983). Some More Misconceptions about Psychology among Introductory Psychology Students. Teaching of Psychology, 10(4), 207–210. doi:10.1207/s15328023top1004_4

[2] Russell, G. W., & Dua, M. (1983). Lunar influences on human aggression. Social Behavior and Personality, 11(2), 41–44. doi:10.2224/sbp.1983.11.2.41

[3] Vaughan, E. D. (1977). Misconceptions about Psychology among Introductory Psychology Students. Teaching of Psychology, 4(3), 138–141. doi:10.1207/s15328023top0403_9

[4] Taylor, A. K., & Kowalski, P. (2004). Naive psychological science: The prevalence, strength, and sources of misconceptions. Psychological Record, 54(1), 15–25.

[5] Green, J. P., Page, R. A., Rasekhy, R., Johnson, L. K., & Bernhardt, S. E. (2006). Cultural views and attitudes about hypnosis: A survey of college students across four countries. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 54(3), 263–280. doi:10.1080/00207140600689439

[6] Winer, G. A., Cottrell, J. E., Fournier, J. S., & Bica, L. A. (2002). Fundamentally misunderstanding visual perception: Adults’ belief in visual emissions. American Psychologist, 57(6-7), 417–424. doi:10.1037//0003-066X.57.6-7.417

Пост написал Андрей Ловаков для Дайджест психологический исследований

Комментариев нет:

Отправить комментарий