31.07.2014

Люди кажутся более влиятельными, если говорят более абстрактно

Эта статья первоначально была опубликована на Полит.ру.

Люди кажутся более влиятельными, если они говорят более абстрактно. К такому выводу пришла группа американских исследователей из Университет Южной Калифорнии и Калифорнийского университета в Сан-Диего. Проведя серию экспериментов, исследователи выяснили, что мы воспринимаем человека более влиятельным, если он использует абстрактный язык, вместо конкретных и точных слов и формулировок [1].

В экспериментах исследователи демонстрировали испытуемым разные типы речи (как отдельные фразы и предложения, так и короткие параграфы) в различных контекстах. Например, испытуемые читали цитаты из выступления политика, анализирующего современные тренды и события (экономика, рынок труда, арабская весна). В одном случае он говорил, что один из шести американцев не может найти работу и приводил пример человека, который в 2009 году потерял работу и до сих пор не может найти другую (конкретное выступление), в другом – он говорил, что американцы переживают экономическую катастрофу, которой не было со времён Великой депрессии (абстрактное выступление).

Участников эксперимента просили оценить коммуникатора по таким характеристикам, как наличие власти, компетентность, стиль мышления, человечность. Оказалось, что испытуемые оценивали политика как более влиятельного и чаще рассматривали его как лидера, если его слова были более абстрактными, а не конкретными. Использование абстрактного языка, выражающего суть или главное значение события, делало оратора более сильным и влиятельным в глазах аудитории. Относительно стиля мышления, компетентности и сердечной теплоты таких однозначных закономерностей не оказалось.

Способность видеть большую картину в целом – это то, что мы ожидаем от людей, наделённых властью. А поскольку мы рассматриваем абстрактность суждений как проявление этой способности, то приписываем власть обладателям такого стиля коммуникации. Более того, начиная мыслить абстрактно, люди начинают ощущать и себя более влиятельными [2].

Стиль коммуникации – не единственный сигнал наличия власти. В предыдущих исследованиях показано, что наличие власти ассоциируется с активными действиями в ответ на внешние раздражители, например, когда человек отворачивает в сторону дующий на него вентилятор или открывает окно в переполненном автобусе в жаркий день [3]. Власть также ассоциируется с пониженной высотой голоса [4]. Конечно подобные атрибуты власти не всегда соответствуют реальности. Но несмотря на это, мы используем их для ориентации в незнакомой или просто новой ситуации, если ничего не знаем о людях или отношениях между ними.

_______________________________________________
[1] Wakslak, C. J., Smith, P. K., & Han, A. (2014). Using Abstract Language Signals Power. Journal of Personality and Social Psychology, 107(1), 41–55. doi:10.1037/a0036626

[2] Smith, P. K., Wigboldus, D. H. J., & Dijksterhuis, A. (2008). Abstract thinking increases one’s sense of power. Journal of Experimental Social Psychology, 44(2), 378–385. doi:10.1016/j.jesp.2006.12.005

[3] Galinsky, A. D., Gruenfeld, D. H., & Magee, J. C. (2003). From power to action. Journal of Personality and Social Psychology, 85(3), 453–466. doi:10.1037/0022-3514.85.3.453

[4] Puts, D. A., Gaulin, S. J. C., & Verdolini, K. (2006). Dominance and the evolution of sexual dimorphism in human voice pitch. Evolution and Human Behavior, 27(4), 283–296. doi:10.1016/j.evolhumbehav.2005.11.003 

Пост написал Андрей Ловаков для Дайджест психологический исследований

Комментариев нет:

Отправить комментарий