09.01.2014

Как связаны удовлетворённость работой и эффективность работника?

Несмотря на существующее и активно тиражируемое в популярной и деловой литературе мнение, что удовлетворённый работой сотрудник эффективнее неудовлетворённого, связь удовлетворённости работой и эффективности – это тема сотен исследований, которые показывают очень неоднозначные результаты. Поиск связи между удовлетворённостью работой и эффективностью стал своего рода «Золотым Граалем» индустриальной и организационной психологии.

В 1985 году Мишель Иаффалдано и Пол Мучински из Iowa State University провели мета-анализ 74 исследований [1], который показал, что связь между удовлетворённостью работой и эффективностью всего 0.17, т.е. очень слабая, чтобы серьёзно её рассматривать. Результаты этого мета-анализа широко распространились, вошли в учебники и долгое время психологи считали, что связи между удовлетворённостью работой и эффективностью практически нет.

Однако в 2001 году Тимоти Джадж из University  of  Iowa с коллегами опубликовали новый мета-анализ [2]. Они раскритиковали предыдущий мета-анализ за то, что в него были включены не только корреляции между удовлетворённостью работой и эффективностью, но также и корреляции между эффективностью и удовлетворённостью отдельными аспектами работы (зарплата, руководитель, коллеги, условия работы и т.д.). Идея в том, что удовлетворённость каждым отдельным аспектом работы имеет для разных людей разное значения и, соответственно, разный вклад в общую удовлетворённость работой в целом. Включение в мета-анализ таких корреляций также привело к тому, что из некоторых исследований в него были включены сразу несколько корреляций, а из других – только одна. Джадж с коллегами учли перечисленные замечания и на данных 312 выборок получили скорректированные коэффициент корреляции между удовлетворённостью работой и эффективностью, равный 0.30, т.е. удовлетворенность работой и эффективность не сильно, но всё же связаны. При этом направление этой связи может быть любым: 1) удовлетворённость работой влияет на эффективность (мне нравится моя работа, я с удовольствием прилагаю усилия и поэтому эффективно работаю), 2) эффективность выполнения работы оказывает влияние на мою удовлетворённость от неё (я эффективно работаю, добиваюсь определённых результатов, мне это нравится, и поэтому я удовлетворён своей работой), 3) удовлетворённость работой и эффективность оказывают взаимное влияние друг на друга. А учитывая, что корреляции, полученные на каждой выборке, сильно отличались друг от друга, скорее всего эта связь опосредована другими промежуточными переменными. На схеме обобщены предположения о промежуточных переменных:

Judge et al., 2001

Опосредовать эту связь могут несколько переменных: наличие профессиональных успехов и достижений на работе, потребность в достижениях, ощущение собственной эффективности и способности достигать результатов на работе, справедливость системы оценки и вознаграждение результатов труда, психологическое благополучие работника. Есть несколько исследований, пытающихся уловить влияние этих переменных. Однако общей теории, объединившей обширный  эмпирический материал, пока нет.

В последнее время внимание исследователей постепенно переключается с удовлетворённости работой на такие концепты, как вовлечённость персонала в работу или на появившиеся в рамках позитивной психологии понятие «увлеченность работой» (work engagement), также имеющие отношение к благополучию работника. Они всё чаще рассматриваются как показатели благополучия, причём как учёными в научных исследованиях, так и практиками в рамках их работы. Похоже, что из-за отсутствия простых однозначных результатов многие разочаровались в конструкте удовлетворённости работой и увлеклись появившейся активной и где-то даже агрессивной позитивной психологией (мода в науке тоже существует). Но учитывая накопившиеся теоретические представления и эмпирические данные об удовлетворённости, было бы неправильно забросить этот концепт и, полностью переключившись на какой-то новый, заново начать набирать данные, проводить мета-анализы и смотреть, что получается. По-моему в отношении удовлетворённости работой нужна серьезная рефлексия.

_______________________________________________
[1] Iaffaldano, M. T., & Muchinsky, P. M. (1985). Job Satisfaction and Job Performance: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin, 97(2), 251–273. doi: 10.1037//0033-2909.97.2.251 

[2] Judge, T. A., Thoresen, C. J., Bono, J. E., & Patton, G. K. (2001). The job satisfaction-job performance relationship: A qualitative and quantitative review. Psychological Bulletin, 127(3), 376–407. doi: 10.1037//0033-2909.127.3.376 [PDF]


Пост написал Андрей Ловаков для Дайджест психологический исследований

Комментариев нет:

Отправить комментарий