15.12.2013

Развенчивание мифов. Занятия музыкой не делают детей умнее



Миф: Занятие музыкой или простое её прослушивание делает детей умнее.

В 1993 году Nature опубликовал статью «Music and spatial task performance», в которой сообщалось, что после прослушивания сонаты Моцарта для двух фортепьяно D-мажор испытуемые, которыми были студенты колледжа, лучше решали пространственные задачки из теста Стэнфорда-Бине [1]. Публикация привлекла огромное внимание со стороны СМИ, которые активно начали писать об этом эффекте Моцарта. При этом, как показывает анализ публикаций в СМИ, со временем в публикациях об эффекте Моцарта происходили трансформации, преувеличивающие силу и научную надёжность открытия [2]. Например, в 2001 году в газете Milwaukee Journal Sentinel было написано, что в эффект Моцарта был зафиксирован в нескольких исследованиях и что прослушивание музыки Моцарта способствует улучшению умственной работоспособности у учащихся начальной и средней школы, и даже у младенцев. Два опроса показали, что более 80% взрослых американцев считают, что занятия музыкой улучшают интеллект ребёнка. И этим активно пользуются те, кто продает аудиозаписи, а также всё, что хотя как-то можно связать с эффектом Моцарта и его пользой для развития ребёнка. А для сомневающихся предлагается прочитать целую книгу.


Однако действительно ли эффект Моцарта существует?


В связи с такой большой популярностью эксперимента из Nature другие исследователи начали его повторять. В новых исследованиях на испытуемых воздействовали как той же самой сонатой Моцарта, так и другими музыкальными произведениями или вообще немузыкальными стимулами. В 2010 году все эти исследования были обобщены в мета-анализе (40 исследований, 3000 испытуемых), который показал хотя и статистически значимый, но очень слабый эффект сонаты Моцарта (d = 0.37, 95% CI [0.23, 0.52]) [3]. При этом эффект не отличался от эффекта других музыкальных произведений (d = 0.38, 95% CI [0.13, 0.63]). Более подробно результаты мета-анализа представлены в forest plot:




Таким образом, можно говорить, что любая музыка оказывает очень слабое и кратковременное влияние на эффективность решения интеллектуальных задачек, и Моцарт здесь совсем не причем. А наблюдаемый слабый и временный эффект скорее всего объясняется увеличением общего уровня возбуждения, к которому приводит прослушивание музыки, причём любой.

Прослушивание музыки – это в большей степени пассивный процесс. Возможно более активное взаимодействие с музыкой, например, обучение ей, будет оказывать более сильной влияние на умственные способности? Многие родители отдают своих детей в музыкальные школы, т.к. считают, что это позитивно скажется на умственном развитии ребёнка. Однако и это предположение можно считать мифом. Несмотря на его широкую распространённость (которая сопоставима с мифом об эффекте Моцарта), аспиранту из Harvard Graduate School of Education Сэмюелю Мееру удалось найти только 5 строгих экспериментов, изучающих влияние уроков музыки на когнитивное развитие ребёнка, и только один из них показал однозначный положительный эффект занятий музыкой [4]. Однако и этот эффект было крайне маленьким – после года занятий музыкой IQ увеличился сильнее, чем в группах, у которых были занятия театром или не было никаких занятий. Однако и это увеличение было не очень большим (d = 0.35).

Сэмюель Меер с коллегами провёл два собственных эксперимента [5], в которых одна группа 4-летних детей в течение 6 недель обучалась музыке, другая группа – изобразительному искусству, у третьей группы не было никаких занятий. Результаты показали, что занятия музыкой не влияют на когнитивные способности детей и не приводят к увеличению интеллекта. В ролике Harvard Graduate School of Education сам автор рассказывает о своём эксперименте. Кстати, отличный вариант видео об эксперименте.



Так что не надо насильно отдавать ребёнка в музыкальную школу и заставлять его заниматься музыкой ради развития его умственных способностей.

_______________________________________________
[1] Rauscher, F. H., Shaw, G. L., & Ky, K. N. (1993). Music and spatial task performance. Nature, 365(6447), 611. doi: 10.1038/365611a0 [PDF]

[2] Bangerter, A., & Heath, C. (2004). The Mozart effect: Tracking the evolution of a scientific legend. British Journal of Social Psychology, 43, 605–623. doi: 10.1348/0144666042565353

[3] Pietschnig, J., Voracek, M., & Formann, A. K. (2010). Mozart effect-Shmozart effect: A meta-analysis. Intelligence, 38(3), 314–323. doi: 10.1016/j.intell.2010.03.001

[4] Schellenberg, E. G. (2004). Music lessons enhance IQ. Psychological Science, 15(8), 511-514. doi: 10.1111/j.0956-7976.2004.00711.x [PDF]

[5] Mehr, S. A., Schachner, A., Katz, R. C., & Spelke, E. S. (2013). Two Randomized Trials Provide No Consistent Evidence for Nonmusical Cognitive Benefits of Brief Preschool Music Enrichment. Plos One, 8(12), e82007. doi: 10.1371/journal.pone.0082007 [PDF]

Читайте про другие мифы

Пост написал Андрей Ловаков для Дайджест психологический исследований

1 комментарий:

  1. Если бы музыка делала людей умнее, не было бы столько гавнорей

    ОтветитьУдалить