13.11.2013

Почему водители проявляют агрессию?

Как-то я уже давал ссылку на статью «Социально-психологическиедетерминанты проявления агрессии водителями пассажирского транспорта нароссийских дорогах» [1], вышедшую в журнале Социальная психология и общество. Обследовав 198 водителей общественного транспорта, авторы приходят к выводу, что
…причинами их [водителей общественного транспорта] агрессивного поведения являются непринятие себя, недоверие к другим, восприятие окружающего мира как опасного и неконтролируемого.
 Вот ещё цитата из выводов: 
3. Интенсивность восприятия водителями пассажирского транспорта других людей и мир в целом как представляющих опасность вызывает проявление агрессии, стремление указывать другим и контролировать их поведение, а также ощущение своей увечности и неполноценности.
4. Ощущение собственной неполноценности вызывает у водителей специфическое отношение к миру как опасному и, как следствие, стремление к контролю и агрессии на дороге.
5. При наличии негативного отношения к внешнему миру водители пассажирского транспорта не могут оставаться пассивными и испытывают потребность проявлять какую-либо активность, прежде всего — агрессивное поведение.
Один из авторов этого исследования, Ольга Макушина в интервью журналистам, серьёзно обсуждающим эти результаты, говорит, что результаты исследования могут быть перенесены и на водителей личного транспорта:
 «Агрессивность как личностная черта на дороге проявляется, как правило, даже сильнее, так как автомобиль дает ощущение собственной защищенности, это как скафандр, поэтому в нем человек чувствует себя более уверенно и надежно и вести себя может более напористо, чем вне его».
Итак, если подытожить, то с точки зрения авторов этого исследования водители проявляют агрессию, потому что не уверены в себе, воспринимают себя неполноценными, видят опасность в окружающих. Ещё большую степень психологизаторства причин автоагрессии сложно себе представить. Идея о том, что все водители имеют идентичные личностные особенности, которые являются причинами агрессии, кажется мне очень смелой. На самом деле есть более очевидные и вероятные причины проявления автоагрессии.

Во-первых, не стоит выделять агрессию, которую проявляют водители на дороге, в какой-то особый вид агрессии, имеющий специфические причины. Так не бывает, чтобы человек проявлял агрессию только тогда, когда находится за рулём. Тенденция к агрессивному поведению стабильна и проявляется в любых ситуациях, провоцирующих на неё. Одним словом, «man drives as he lives». Ещё более 50 лет назад исследования водителей автобусов и такси, а также других автомобилистов показывали, что водители, которые часто попадали в аварии, характеризовались агрессивностью, импульсивностью, нетерпимостью и общей социальной дезадаптацией. При этом водители, редко попадающие в дорожные инциденты, характеризовались стабильностью и хорошей адаптированностью в целом [2].

Исследования показывают также наличие положительной связи между проявлением автомобильной агрессии и нейротизмом, а также отрицательную связь с добросовестностью и доброжелательностью [3]. То есть, например, люди, склонные к нейротизму, чаще проявляют автоагрессию, однако они это делают и во многих других ситуациях.

Однако, поскольку вождение – это чаще всего стресс, вызванный спешкой, пробками и заторами, агрессивными действиями других водителей, нарушениями ими правил дорожного движения, на автоагрессию оказывают влияние ситуационные факторы. Так, конкретные проявления автоагрессиии (включение звукового сигнала, езда на красный свет и т.д.) связаны как с объективными, так и субъективными задержками в дороге, заторами и пробками [4]. Высокий трафик, шум, высокая температура, неэтичное и агрессивное поведение других участником движения, перекрытия из-за ремонта или проезда vip-картежей – всё это фрустрирующие факторы, вызывающие раздражение и ответную агрессию. При этом не все проявляют агрессию, попадая в сложную стрессовую ситуацию. Например, молодые водители чаще проявляют агрессию, чем пожилые; более опытные водители реже проявляют агрессию по отношению к новичкам; мужчины проявляют агрессию чаще женщин [3]. Причина раздражённости водителя вообще может быть несвязанной с ездой, но езда, скорее всего, усугубит её [5].

Наиболее существенным отличием ситуации езды на автомобиле от других ситуаций является, пожалуй, то, что взаимодействие с другими участниками движения в определённой степени опосредовано самим автомобилем. Это делает взаимодействие более обезличенным, а также частично уравнивает силы и шансы на победу, если возникнет противостояние. Находясь внутри такого «защитного скафандра», в некоторых случаях водитель будет готов действовать смелее и может быть агрессивнее по сравнению с ситуацией непосредственного взаимодействия.

_______________________________________________
[1] Ермолаев, В.В., Макушина, О.П., Четверикова А.И. (2013). Социально-психологические детерминанты проявления агрессии водителямипассажирского транспорта на российских дорогах. Социальная психология и общество, 2, 108–118. [PDF

[2] Tillmann, W. A., & Hobbs, G. E. (1949). The accident-prone automobile driver: a study of the psychiatric and social background. American Journal of Psychiatry, 106(5), 321–331.

[3] Jovanović, D., Lipovac, K., Stanojević, P., & Stanojević, D. (2011). The effects of personality traits on driving-related anger and aggressive behaviour in traffic among Serbian drivers. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 14(1), 43–53. doi: 10.1016/j.trf.2010.09.005

[4] Shinar, D. (1998). Aggressive driving: the contribution of the drivers and the situation. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, 1(2), 137–160. doi: 10.1016/S1369-8478(99)00002-9

[5] Lawton, R., & Nutter, A. (2002). A comparison of reported levels and expression of anger in everyday and driving situations. British Journal of Psychology, 93, 407–423. doi: 10.1348/000712602760146521

UPD: пост Вольф Кицес на эту же тему: Про агрессию автомобилистов  

Комментариев нет:

Отправить комментарий