14.09.2013

Шнобелевская премия 2013 по психологии: люди кажутся себе более привлекательными, если думаю, что выпили


Вчера прошла 23 церемония вручения Шнобелевской премии, на которой учёных награждают «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом – задуматься» (а не высмеивают плохие или бесполезные исследования, как многие думают). Видео церемонии здесь. Среди победителей этого года есть и психологическое исследование [1]. Исследователям из Франции, США и Нидерландов вручили премию с формулировкой «за экспериментальное подтверждение того, что люди, думающие, что они пьяны, также думают, что они привлекательны».

Они экспериментально доказали, что у алкоголя есть не только фармакологический эффект (действие алкоголя на организм на химическом уровне), но и психологический эффект [2]. Он заключается в том, что некоторые последствия алкогольного опьянения наступают, даже если человек реально его не употреблял, но думает, что употреблял. Фактически речь идет об алкогольном эффекте плацебо.

В исследовании участвовали 86 испытуемых, которых пригласили якобы для тестирования напитков. Они должны были попробовать напиток и описать ощущения. Половине из них давали на пробу алкогольный напиток, другой половине – безалкогольный. При этом части из них сказали, что они пьют алкогольный напиток, а другим – безалкогольный. Таким образом, получилось 4 группы:


Ожидания:
Алкогольный
Ожидания:
Безалкогольный
Реальность:
Алкогольный
ГРУППА 1
ГРУППА 2
Реальность: Безалкогольный
ГРУППА 3
ГРУППА 4

Испытуемые пробовали напиток, а потом их просили придумать небольшое рекламное выступление и выступить с ним. Все их выступления записывались на видео. После этого испытуемым демонстрировали запись их выступления и просили оценить, насколько привлекательными, яркими, оригинальными и забавными они были на записи. Все 86 записей по тем же критерием оценили также 22 независимых эксперта.

В результате оказалось, что испытуемые, думающие, что они употребляли алкоголь, оценивали себя более позитивно, чем те, кто думал, что не употреблял алкоголь. При этом разницы в оценках между реально алкогольной и реально безалкогольной группами не было. Разницы же в оценках испытуемых из разных групп, полученных от независимых экспертов, не было. 


Эти результаты показывают, что увеличение собственной привлекательности происходит именно в результате восприятия опьянения, а не в результате реального действия алкоголя. По всей видимости, это происходит, потому что понятие «алкоголь» в нашей памяти ассоциативно связано с рядом других понятий, и, прежде всего, с понятием «привлекательность». Эта связь образуется часто неосознанно (например, контент-анализ 100 популярных фильмов показал, что персонажи, которые пьют алкоголь, как правило, изображаются более привлекательным, по сравнению с непьющими [3]). И когда активируется одно понятие, другое также становится более доступным, и проявляется в восприятии, переживаниях, суждениях и намерениях человека.
_______________________________________________
[1] Begue, L., Bushman, B. J., Zerhouni, O., Subra, B., & Ourabah, M. (2013). 'Beauty is in the eye of the beer holder': People who think they are drunk also think they are attractive. British Journal of Psychology, 104(2), 225–234. doi: 10.1111/j.2044-8295.2012.02114.x  [PDF]

[2] Moss, A. C., & Albery, I. P. (2009). A Dual-Process Model of the Alcohol-Behavior Link for Social Drinking. Psychological Bulletin, 135(4), 516–530. doi: 10.1037/a0015991

[3] McIntosh, W. D., Smith, S. M., Bazzini, D. G., & Mills, P. S. (1999). Alcohol in the movies: Characteristics of drinkers and nondrinkers in films from 1940 to 1989. Journal of Applied Social Psychology, 29(6), 1191–1199. doi: 10.1111/j.1559-1816.1999.tb02035.x  [PDF]

Комментариев нет:

Отправить комментарий