14.05.2013

Розыгрыш 5 книг "Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей"

РОЗЫГРЫШ ЗАВЕРШЁН

Разыгрываю 5 книг Кейта Становича "Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей".

Издательство описывает книгу так:
Эту книгу должен прочесть каждый, кто хочет знать, почему умные люди ведут себя глупо. И как избежать неразумных решений. IQ-тесты не охватывают весь спектр умственных способностей человека. Они не в состоянии предсказать наш успех в этой жизни и ничего не скажут о нашей способности принимать верные решения в ситуации важного выбора. Но ведь именно правильные решения оказываются ключом к победе, основой самореализации и в конечном счёте счастья? Кейт Станович показывает, почему высокий интеллект не является залогом мудрости и рационального мышления. И настаивает, что "коэффициент рациональности" (собственно сообразительности, толковости и умности) мы можем повысить, если постараемся.

Автор:
Кейт Станович – профессор на кафедре человеского развития и прикладной психологии Университета Торонто.

Мнение о книге доцента факультета психологии Высшей школы экономики Елены Агадуллиной:
Приходилось ли вам встречать умных людей, поступающих глупо? Ответ на этот вопрос делает очевидной (по крайней мере, для тех, кто быстро вспомнил парочку примеров таких вот умных дураков) проблему, описанную в данной книге. По мнению автора различные IQ тесты измеряют только способность к алгоритмическому мышлению (выстраивание последовательностей, поиск лишнего и т.д.) и абсолютно ничего не говорят о рефлексивном мышлении (включающем в себя такие важные компоненты, как например, рациональность, логичность мышления, непредубежденность и т.д.). Эта мысль всегда была мне близка, поэтому я с большим удовольствием прочитала выстроенную автором аргументацию. Вся драма исследования интеллекта заключается в том, что в обыденном сознании большинства людей существует прочная связь между уровнем интеллекта (который обычный человек распознает просто по цифре!) и восприятием человека как умного или глупого. Большинство людей не задумывается над тем, что понятие «умный» значительно шире тех способностей, которые измеряют классические тесты интеллекта. А дальше получается следующее, если у человека высокий уровень интеллекта, то он умный, а раз он умный, то он и рациональный, и рефлексивный, и логичный, и такой, и сякой, т.е. понятие интеллекта начинает неправомерно шириться и толстеть, от чего приобретает дополнительный незаслуженный пафос. В свете всего этого и возникают ситуации, когда родители воспринимают информацию о том, что у их ребенка средний или, не дай Бог, не очень высокий уровень интеллекта, как приговор или клиническое заключение. Ведь если интеллект описывает большинство когнитивных способностей (как считают многие люди), то человек с низким уровнем интеллекта это уже не просто «не очень умный парень», а уже как минимум имбецил. В результате родителям легче принять любой диагноз ребенка, если при этом утверждается, что у него нормальный уровень интеллекта.
А ведь на самом деле люди с высоким уровнем интеллекта хорошо справляются только с определенными типами задач (включающими в себя необходимость задействовать алгоритмическое мышление) и только при условии, когда им говорят, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ! По сути, высокий интеллект помогает лучше держать инструкцию. Например, если перед задачей попросить испытуемых стараться при решении задачи использовать все возможные варианты ответа, то обладатели высокого интеллекта справятся с ней лучше, чем обладатели низкого. Если же никакой специальной инструкции не давать, разницы в качестве решений между группой с высоким и низким интеллектом не будет.
Большинство сложных решений и умозаключений человек принимает, задействуя не алгоритмическое, а рефлексивное мышление, поэтому особое значение приобретает исследование рациональности (как важнейшего компонента рефлексивного мышления). Большая часть книги посвящена именно описанию рациональности и факторам, уменьшающим вероятность принятия рациональных решений. Здесь и Д. Канеман с эвристиками, и С. Фиск с «когнитивным лентяем», и проблемы фрейминга, и предубежденность, и наличие/отсутствие умственных программ. Обо всем рассказано достаточно подробно и понятно. Часть из того, что написано известно и растиражировано во множестве книг. Ну кто из любителей почитать современную литературу не знает про эвристики, когнитивную скупость и фрейминг? Часть информации более специфическая и лично для меня более интересная – это все, что касается когнитивных программ, проблем Спока и т.д.
В книге есть более «сложные» и более «легкие» части, к первым относятся главы 2 и 3, мне кажется, что людям без специальных знаний читать их будет затруднительно. Остальной текст написан просто и занимательно, с примерами известных задач, которые можно решить и потом оценить свое решение.
Стоит ли читать? Конечно! По возможности я бы рекомендовала читать всем!

Большое спасибо издательству Карьера Пресс за предоставленные книги.

Как выиграть?
Для того, чтобы принять участие в розыгрыше, необходимо до 28.05.2013 (включительно) выполнить два действия:
1) разместить ссылку на этот пост у себя в любой социальной сети или блоге
2) записаться с помощью формы, размещённой ниже (записаться можно только один раз, в строке "Your URL:" необходимо указать адрес вашей страницы, на которой вы разместили ссылку на розыгрыш).

Победители будут выбраны случайным образом из числа всех участников 29.05.2013.

UPD:
Книги получают:
103 – Kseniya
13 – Владимир Грицков
50 – Mitry Ladoshin
24 – Женя Лурье
18 – наташа

Скриншот результатов случайного отбора:


Комментариев нет:

Отправить комментарий