08.04.2013

Грязная работа или как можно этим заниматься?



Разные виды профессиональной деятельности по-разному воспринимаются и оцениваются в обществе. Одни считаются престижными и привлекательными, другие – непрестижными и менее желательными. Во вторую группу чаще всего попадает так называемая грязная работа. По определению Э. Хьюза грязной является работа, которую люди воспринимают как отвратительную, унижающую человеческое достоинство.

Грязной она может быть с физической, социальной и моральной точек зрения1. Грязной в физическом смысле работа является в том случае, если она непосредственно связана с мусором, отходами, сточными водами, смертью (мясник, дворник, трубочист, проктолог), или если она выполняется в опасных или вредных условиях (шахтер, солдат, пожарный). Грязной в социальном смысле работа является, если она предполагает регулярные контакты со стигматизированными группами (тюремный охранник, работающий с больными СПИДом, общественный защитник), а также, если работник находятся в «рабской», обслуживающей позиции по отношению к другим (чистильщик обуви, дворецкий, горничная). Наконец, грязной в моральном смысле работа является в том случае, когда она рассматривается как «греховная», неоднозначная с точки зрения добродетелей (экзотическая танцовщица, ростовщик, менеджер казино), либо когда работник использует вводящие в заблуждение, навязчивые, нарушающие нормы вежливости методы (репортер таблоида, папарацци, частный детектив).

Несмотря на то, что грязная работа может рассматриваться людьми как очень важная и значимая для общества, они, как правило, дистанцируются от неё («хорошо, что есть люди, которые делают эту работу»), а люди, имеющие отношение к грязной работе, как правило, стигматизируются. Отрицательные атрибуты такой работы проецируются на выполняющих ее работников. Стигматизация может проявляться как непосредственно, через снижение уважения, пренебрежительное отношение к такому работнику («Как ты можешь эти заниматься?»), а также более тонко, через дискриминацию и избегание взаимодействия. Таким образом, людям, занимающимся грязной работой, трудно формировать и поддерживать позитивное самоощущения и самооценку. Несмотря на это они продолжают выполнять свою работу и, как правило, сохраняют относительно высокий уровень профессионального достоинства и гордости. Возникает вопрос, как людям, выполняющим грязную работу, удаётся поддерживать положительную идентичность и самооценку? Для этого они используют ряд когнитивных стратегий (переоценка различных аспектов профессиональной деятельности), позволяющих преодолеть внутренний конфликт, связанный с фактом выполнения грязной работы и помогающих сохранить позитивную идентичность1,2.

  1. Рефрейминг (reframing) проявляется в изменении значения грязной работы, в активном преобразовании её нежелательных свойств. Существуют две формы рефрейминга:
    Наделение грязной работы положительным  значением и превращение её в важную и почетную. Например, экзотические танцовщицы и проститутки могут утверждать, что оказывают терапевтические и образовательные услуги, а не продают свое тело, а директора похоронных агентств – что помогают родственникам и друзьям покойного преодолеть горе, а не получают прибыль от утилизации трупов.
    Отрицание приносимого вреда или наличия «жертвы». Например, папарацци могут считать, что звёзды сами хотят популярности и чтобы о них писали в газетах, а сутенёры – что женщины сами стремятся к безопасности и нуждаются в защите и контроле со стороны.
  2. Перекалибровка (recalibrating) проявляется в переоценке человеком аспектов грязной работы и своего вклада в деятельность. Работники придают бόльшее значение позитивным и мéньшее – негативным аспектам своей работы, преувеличивают важность своего вклада в достижение цели. Например, санитары могут считать, что ключевые медицинские процедуры не могут быть выполнены, если они не будут перевозить пациентов по больнице; работники ипподрома – что лошади не смогут участвовать в скачках, если они не сделают всю чёрную работу; а уборщицы, работающие в больнице, могут преувеличивать важность их роли в предотвращении ухудшения состояния пациентов («если бы нас здесь не было, эта больница не смогла бы работать»).
  3. Переориентация (refocusing), при которой центр внимания смещается со стигматизированных особенностей работы на нестигматизированные. Например, общественные защитники не хотят знать, виновен их подзащитный или нет, вместо этого они сосредотачиваются на состязательном моменте процесса, концентрируя всё внимание и эмоции на достижении победы. Кроме того, работники могут пытаться минимизировать значение периода занятия грязной работой в их жизни, рассматривать её как инструмент для достижения долгосрочных целей, не связанных с ней. Например, стриптизёры надеяться, что их артистические навыки заметят, и это приведёт к карьере артиста. 
  4. Нисходящее социальное сравнение, при котором люди, занимающиеся грязной работой, сравнивают себя с другими людьми или социальными группами, которые находятся в ещё менее выгодном положении, получают ещё более низкую оценку со стороны окружающих. Например, полицейские могут считать грязной работу тех сотрудников полиции, чья работа непосредственно не связана с поимкой преступников и другими традиционными обязанностями полицейского. А проститутки, работающие на дому, могут пренебрежительно отзываться об уличных проститутках.

_______________________________________________
1 Ashforth, B. E., & Kreiner, G. E. (1999). "How can you do it?": Dirty work and the challenge of constructing a positive identity. Academy of Management Review, 24(3), 413–434. doi: 10.2307/259134

2 Ashforth, B. E., Kreiner, G. E., Clark, M. A., & Fugate, M. (2007). Normalizing dirty work: Managerial tactics for countering occupational taint. Academy of Management Journal, 50(1), 149–174. doi: 10.5465/AMJ.2007.24162092 [PDF]

Комментариев нет:

Отправить комментарий