19.12.2012

Роль социальных подсказок в зрительном восприятии

Какое, на Ваш взгляд, психологическое научное исследование, проведённое (опубликованное) за последние 10 лет (2002–2012), является самым значимым и важным?

Игорь Уточкин:
Превосходное исследование1 провели и описали в журнале Current Biology психологи Густав Кун и Майкл Лэнд. Глобальный пафос проведенного ими эксперимента заключается в демонстрации того, как по-разному работают наше феноменальное зрительное восприятие и движения глаз, которые это самое восприятие обеспечивают. Кроме того, исследование демонстрирует выдающуюся роль, которую в нашем зрительном восприятии играют так называемые социальные подсказки – демонстрируемые партнером по коммуникации поведенческие признаки, содержащие указание на объекты, находящиеся в данный момент в фокусе его внимания. Понимание социальных подсказок, по-видимому, является важным источником информации, обеспечивающим понимание и поддержание общего контекста в процессе коммуникации. Очевидно, наиболее сильной социальной подсказкой служит направление взора собеседника. В искусных лабораторных экспериментах довольно давно было установлено, что предъявление даже весьма схематичного наброска лица человека и животного, взгляд которого направлен в какую-либо сторону, вызывает непроизвольный сдвиг внимания испытуемого в ту же сторону. Кун и Лэнд пошли дальше: они показали, что социальные подсказки не только вызывают сдвиг внимания, но и способны в прямом смысле обмануть наше зрительное восприятие. Взгляд другого человека, направленный в определенное место в пространстве, может при определенных условиях заставить нас увидеть предмет, которого нет!

Кун и Лэнд записали два коротких видеоролика и показывали их разным испытуемым. В обоих роликах фокусник дважды подкидывал в воздух шарик и ловил его. На третий раз фокусник также делал «подбрасывающее» движение рукой, но шарик не кидал. Зрители же должны были увидеть, как на третий раз шарик подлетает в воздух и исчезает там, так и не упав обратно в руку. Разница между двумя условиями эксперимента (двумя роликами) заключалась в том, куда смотрел фокусник во время финального, третьего броска. В первом ролике фокусник, совершив имитацию броска, двигал головой и направлял взгляд вверх, как будто бы действительно следя за летящим шариком.



Во втором ролике во время третьего броска фокусник смотрел на руку, в которой и оставался шарик.




68% испытуемых, которым показывали первый ролик, сообщили, что они видели, как шарик исчез в воздухе примерно на уровне головы фокусника. В группе, видевшей второй ролик, об иллюзии сообщили только 32%. Несомненно, это тоже немалый процент людей, которым для возникновения иллюзии достаточно простой перцептивной установки, сформированной двумя (всего лишь!) предыдущими бросками. Тем не менее, результаты показывают, что социальная подсказка в виде направления движения головы и взгляда является очень сильным дополнением к этой перцептивной установке, значительно увеличивая вероятность иллюзии.

Во время демонстрации роликов Кун и Лэнд также регистрировали движения глаз испытуемых, разделив области фиксаций на три информативные зоны: зону руки, зону головы и зону над головой (там, где находилась верхняя точка траектории движения шарика). Во время двух первых (реальных) бросков взгляд испытуемого фиксировался сначала на руке фокусника, потом на его лице, потом возвращался на руку, а затем шел в область над головой. Во время последнего (фальшивого) броска распределение фиксаций было таким же, однако в конце взгляд останавливался не выше головы, а чаще всего на самой голове – примерно на этом же уровне испытуемые, как правило, и «видели» исчезновение. Примечательно, что большинство испытуемых уверяли, что все время только и делали, что следили за шариком. Похоже, что глазодвигательная система, заключают Кун и Лэнд, в действительности меньше подвержена обману, чем наше феноменальное сознание. Если сознание в значительной мере воспроизводит наши ожидания, то движения глаз в большей мере соответствуют реальному поведению стимулов!

_______________________________________________


Уточкин Игорь Сергеевич – кандидат психологических наук, доцент факультета психологии, заведующий лабораторией когнитивных исследований НИУ Высшая школа экономики. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий