30.12.2012

Итоги 2012 года: 10 самых читаемых дайджестов

Конец года – время подводить итоги. Мне стало интересно, какие из дайджестов оказались наиболее интересными в этом году?

10 самых читаемых дайджестов

1. Самые важные научные исследования последнего десятилетия. Мнение экспертов

Что нового произошло в психологии за последние 10 лет? Какие современные научные исследования оказали или в ближайшее время окажут влияние на понимание человека и его поведения? Для того чтобы ответить на эти вопросы и выявить самые важные и значимые научные исследования, проведённые в психологии за последнее десятилетие, я обратился к исследователям из разных областей психологии с вопросом: «Какое, на Ваш взгляд, психологическое научное исследование, проведённое (опубликованное) за последние 10 лет (2002–2012), является самым значимым и важным?». Эксперты высказали своё мнение и назвали современные исследования, которые с их точки зрения являются важными и значимыми.

2. Всегда ли полезен эмоциональный интеллект?

Исследовав 212 молодых специалистов и их руководителей Фэр с коллегами обнаружили, что эмоциональный интеллект положительно связан с высокой эффективностью деятельности только тогда, когда работа предполагает решение управленческих задач высокого уровня. При этом, когда работа предполагает минимальный объём управленческих функций, эмоциональный интеллект оказался связанным с эффективностью даже отрицательно.

3. Обнаружение признаков сознания у пациентов в вегетативном состоянии

Группой кембриджских исследователей во главе с Адрианом Оуэном продемонстрирована принципиальная возможность установления коммуникации с больными в вегетативном состоянии, не проявляющими никаких внешних признаков сознания и поведения, которая открыла перед медиками новые уникальные перспективы, а психологов заставила в очередной раз пересмотреть представления о сознании и его критериях, вызвав бурные дискуссии среди широкого круга специалистов, занимающихся проблемой сознания.

4. Мужчины и женщины по-разному демонстрируют любовь в браке

Результаты исследования показали, что в реальности гендерные различия в проявлении любви сложнее, чем считается. Женщины стремятся создать тёплый эмоциональный климат в семье, поэтому проявляют свою любовь как посредством комплиментов и поцелуев, так и через воздержание от антагонистического и негативного поведения в отношении партнёра. Что касается мужчин, то они так же часто проявляют свою любовь, однако, их любовь не всегда проявляется через действия и поведение, направленные непосредственно на партнёра. Любящие мужчины чаще инициируют секс, т.к. в большей степени, чем женщины, рассматривают его как способ проявления любовных чувств.

5. Эксперимент Соломона Аша о конформности повторили без подставной группы

Японские исследователи повторили эксперимент Аша без подставного большинства. Для этого они использовали очки с поляризационными фильтрами, на подобие тех, которые используются для просмотра 3D фильмов. С их помощью можно сделать так, чтобы смотря на одно и то же изображение, люди видели разное.

6. Трудоголики и увлечённые работой сотрудники: различия в мотивации

Опрос более 700 китайских работников показал, что трудоголикам свойственна внешняя мотивация, они вовлечены в свою деятельность, но воспринимают её как средство достижения других целей. Трудоголики принимают внешне заданные стандарты самооценки и социального одобрения, однако сами полностью не идентифицируют их как свои собственные. В свою очередь сотрудникам, увлечённым работой, свойственна внутренняя мотивация. Они воспринимают свою работу как интересную, приносящую удовольствие и удовлетворение. Такие работники вовлечены в процесс работы по своей собственной воле.

7. Женщина надевает красное, чтобы продемонстрировать мужчине заинтересованность в сексе

У многих приматов красный цвет служит сексуальным сигналом, используемым самкой для привлечения самца. Эндрю Эллиот и Адам Пазда из университета Рочестера решили проверить, является ли красный цвет сексуальным сигналом и у людей. Результаты трёх исследований показали, что наличие у женщины одежды красного цвета более чем в два раза увеличивает вероятность того, что она заинтересована в сексуальных отношениях.

8. Повторение эксперимента Стэнли Милгрэма о повинуемости в виртуальной реальности

Мел Слейтер с группой коллег повторили эксперимент Стэнли Милгрэма с использованием технологии виртуальной реальности. Результаты также показали, что участники, которые могли видеть и слышать виртуальную женщину-ученика, воспринимали ситуацию, как если бы она была реальной. Авторы делают вывод, что, взаимодействуя с виртуальными героями, люди склонны проявлять реальные реакции на субъективном, физиологическом и поведенческом уровнях. Даже, несмотря на осознание того, что эти герои не являются реальными.

9. Разработана методика измерения высокомерности руководителей

Высокомерность (arrogance) можно рассматриваться как совокупность поведенческих проявлений, связанных с преувеличением своего превосходства над другими за счёт принижения других, пренебрежительного отношения к ним. Они включают неуважение коллег и их идеи, заявление о своей якобы большей осведомлённости по сравнению с другими, избегание вины или возложение её на других, снижение ценности обратной связи. Исследователи из Университета Акрон и Мичиганского университета разработали методику измерения высокомерности (Workplace Arrogance Scale (WARS)).


10. От гедонистического к эвдемоническому пониманию счастья

Эксперименты Барбары Фредериксон показывают, что если человек тратит время и совершает усилия, направленные на то, чтобы построить в себе позитивное отношение к другим людям, научиться относиться к ним с любовью и добротой, это существенно улучшает его собственное эмоциональное состояние и способствует его развитию. Исследования Эдварда Деси и коллег по поддержке автономии, показывают, что отношение к другому, когда человек не стремится контролировать своего друга, партнёра, коллегу, ученика и др., а позволяет тому быть самим собой, поддерживает его автономию, связаны с более высокими уровнями психологического здоровья и благополучия. Всё это ведёт нас в сторону построения концепции счастья, которое выходит за пределы счастья, понимаемого как удовольствие от удовлетворения потребностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий