17.12.2012

Исследования механизмов категоризации у младенцев


Какое, на Ваш взгляд, психологическое научное исследование, проведённое (опубликованное) за последние 10 лет (2002–2012), является самым значимым и важным?

Алексей Котов:
Я бы выделил работу Денис Марешэл и Марка Джонсона «The "what" and "where" of object representations in infancy»1. Эта работа посвящена исследованию ранних механизмов категоризации. В статье авторы рассматривают известный феномен так называемой индивидуации объектов, который заключается в том, что если младенцы несколько раз видят какой-нибудь объект, а затем этот объект временно закрывается ширмой, то они дольше смотрят на этот объект, когда он снова появляется из-за ширмы, но некоторые его свойства изменяются. То, что дети удивляются изменениям, происходящим с объектом, говорит о том, что они имеют устойчивую репрезентацию, позволяющую им оценивать новую информацию об объекте в условиях, когда его восприятие затруднено. Разные исследования показывают, что младенцы способны запоминать изменения цвета, формы, размера, траектории движения и числа объектов (см. Baillargeon, 1993; Spelke, Katz, Purcell, Ehrlich, & Breilinger, 1994; Wynn, 1992). В тоже время есть противоположные данные о том, что младенцам гораздо труднее использовать объектные признаки, чем пространственно-временные (Leslie, Xu, Tremoulet, & Scholl, 1998; Wilcox, 1999; Wilcox & Schweinle, 2002; Xu, 1999; Xu & Carey, 2000).

Авторы статьи выдвигают предположение, что эти противоречия можно объяснить через работу вентральной и дорсальной систем визуального восприятия (Goodale, Milner, Jakobson, & Carey, 1991; Milner & Goodale, 1995; Ungerleider & Mishkin, 1982). Дорсальная система обрабатывает информацию о расположении объекта в пространстве, временных характеристиках и использует эту информацию для управления действиями с объектом (напр., информация о размере объекта, его движении или его форме, которая может помочь для его хватания). Вентральная система связана с процессом идентификации объекта по его внешним характеристикам (напр., информация о признаках лица, позволяющая идентифицировать человека). По мнению авторов статьи, различия в репрезентации объектов младенцами объясняются тем, что на ранних стадиях развития младенцы испытывают сложности с интеграцией информации, полученной от двух систем, но могут обрабатывать информацию, полученную отдельно от каждой системы.

Данное исследование позволило убрать множество противоречий, полученных в исследованиях возрастных основ категоризации. Получается, что уже с рождения успешно функционируют две мощные системы представления событий и объектов в окружающем мире. Эти данные на ближайшие 10 лет направили многих исследователей на поиски механизмов координации нескольких систем представления. Более того, как показало это исследование, работа дорсальной системы запускается не только действиями с предметами, но и наблюдениями младенцев за такими действиями (уже в 4 месяца еще до того, как младенцы могут самостоятельно брать предметы). Этот факт также стимулировал множество исследований по изучению ранних механизмов научения.

_______________________________________________


Котов Алексей Александрович – кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований НИУ Высшая школа экономики, преподаватель кафедры общих закономерностей развития психики Института Психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ.

1 комментарий:

  1. Коллеги!

    Думаю, что результаты этих исследований не совсем корректны, так как не учитывают специфику восприятия информации человеком в любом возрасте.

    Если учесть результаты достигнутые в соционике и аспектонике, то станет очевидно, что в зависимости от типа информационного метаболизма (ТИМ), одни младенцы будут доминировать в восприятиии на распозновании пространственно-временных признаков, а другие на распознавании признаков объекта. Это будет определяться базовой функцией их восприятия, теми информационными конструкциями, с помощью которых они строят свои представления об окружающем мире.

    Думаю эксперименты следует продолжить, но скорректировав постановку задачи с учётом дифференциации восприятия у различных ТИМ.

    ОтветитьУдалить