12.11.2012

Повторение эксперимента Стэнли Милгрэма о повинуемости в виртуальной реальности

Одним из основных направлений критики известнейшего эксперимента Стэнли Милгрэма, в котором было установлено, что значительное число людей по приказу авторитетного человека готовы наносить невиновным незнакомцам опасные для их жизни удары электрическим током, являлось обвинение автора эксперимента в нарушении этических норм и нанесение психологического ущерба испытуемым. Если бы Стэнли Милгрэм захотел провести свой эксперимент в наши дни, то комитет по этике не дал бы ему этого сделать. Таким образом, по этически соображениям, проведение прямых экспериментов в этой области на сегодняшний день невозможно. Однако такие современные технологии, как виртуальная реальность, позволяют экспериментально исследовать подобные вопросы, не нарушая этические нормы. Мел Слейтер с группой коллег повторили эксперимент Стэнли Милгрэма с использованием технологии виртуальной реальности.

34 участника должны были надеть гарнитуру для создания виртуальной реальности и обучать виртуальную женщину запоминать словесные пары. При этом каждый раз, когда она отвечала неправильно, по инструкции они должны были назначать ей удары электрическим током, от раза к разу увеличивая их мощность. Несмотря на то, что женщина-ученик была явно нереальной, она эмоционально и от раза к разу интенсивнее реагировала на удары током, и на определённом этапе она говорила, что не хочет больше продолжать. Из 34 участников 23 видели и слышали виртуальную женщину-ученика, а 11 общались с ней только посредством текстовых сообщений.

В результате все 11 участников, общающихся с женщиной-учеником письменно, выполнили все необходимые пробы, ни у одного из них не возникло намерение остановить эксперимент. В группе, в которой участники видели и слышали женщину-ученика, 6 участников прекратили эксперимент раньше, чем женщина-ученик дала 20-й неверный ответ. Еще 6 сообщили, что хотят прекратить эксперимент, потому что испытывали отрицательные эмоции от происходящего. 

Результаты также показали, что участники, которые могли видеть и слышать виртуальную женщину-ученика, воспринимали ситуацию, как если бы она была реальной: 1) их уровень кожно-гальванической реакции и сердечный ритм значимо отличались от участников из другой группы; 2) в пробах, в которых женщина-ученик протестовала, они, как правило, давали ей больше времени на ответ прежде, чем произвести удар током; 3) некоторые из них старались выделить правильный ответ среди набора вариантов, будто бы пытаясь помочь женщине-ученику избежать удара током.

На основе этих результатов авторы делают вывод, что, взаимодействуя с виртуальными героями, люди склонны проявлять реальные реакции на субъективном, физиологическом и поведенческом уровнях. Даже, несмотря на осознание того, что эти герои не являются реальными. Полученные данные свидетельствуют о том, что виртуальная реальность может стать чрезвычайно полезным инструментом для социально-психологических исследований, особенно в случае исследования экстремальных социальных ситуаций.


Источник: Slater, M., Antley, A., Davison, A., Swapp, D., Guger, C., Barker, C., Pistrang, N., Sanchez-Vives, M. V. (2006). A Virtual Reprise of the Stanley Milgram Obedience Experiments. Plos One, 1, e39. doi: 10.1371/journal.pone.0000039 [PDF]

Также читайте:
Новый взгляд на повинуемость и эксперимент Стэнли Милгрэма
Эксперимент Соломона Аша о конформности повторили без подставной группы
Эффект свидетеля проявляется даже в виртуальной реальности

Комментариев нет:

Отправить комментарий