11.10.2012

Всегда ли полезен эмоциональный интеллект?


Эмоциональный интеллект – это способность правильно понимать эмоции других людей и проявлять свои собственные эмоции. Умение хорошо распознавать эмоции – это хороший навык, позволяющий продуктивнее взаимодействовать с людьми, адекватно реагировать на ситуации и, в конечном счёте, эффективнее работать. Однако всегда ли он полезен? Исследование Кристал Фэр и её коллег показало, что высокий эмоциональный интеллект полезен не всегда.

Исследовав 212 молодых специалистов и их руководителей Фэр с коллегами обнаружили, что эмоциональный интеллект положительно связан с высокой эффективностью деятельности только тогда, когда работа предполагает решение управленческих задач высокого уровня. При этом, когда работа предполагает минимальный объём управленческих функций, эмоциональный интеллект оказался связанным с эффективностью даже отрицательно.

Исследователи объясняют данные результаты с позиции теории активации черт (trait activation theory), которая утверждает, что определённая связь между личностными чертами и эффективностью работника возникает тогда, когда организационная среда сама сигнализирует, что какие-то конкретные черты здесь ценятся. Другими словами, если сознательность оказывается связаной с высокой эффективностью определенного вида работы, то скорее всего это происходит в организации, в которой последовательно ценится, что сотрудники должны быть осторожным и организованным.

В управленческой деятельности ценятся навыки межличностного общения, способность эффективно взаимодействовать с людьми, и эмоциональный интеллект здесь является ключевым. Если же работа не связана с выполнением управленческих обязанностей, то и навыки взаимодействия ценятся не так высоко. Работники с высоким эмоциональным интеллектом просто переоценивают важность проявления и распознавания эмоций и реагируют на эмоции, которые не были предназначены для этого (они выступают здесь своего рода дистракторами). Таким образом, можно заключить, что эмоциональный интеллект не является общей для всех специалистов компетенцией, определяющей эффективность деятельности. Он важен и критичен только в случае выполнения эмоционально насыщенной работы.



Источник: Farh, C. I. C. C., Seo, M. G., & Tesluk, P. E. (2012). Emotional Intelligence, Teamwork Effectiveness, and Job Performance: The Moderating Role of Job Context. Journal of Applied Psychology, 97(4), 890–900. doi: 10.1037/a0027377

Комментариев нет:

Отправить комментарий