11.08.2012

Люди с легко произносимыми фамилиями занимают более высоко статусные должности в юридических фирмах


Фамилия человека – это источник разнообразной информации о её владельце. Она может сигнализировать о поле, этнической принадлежности или даже о классе его владельца. Однако фамилия связана с жизнью своего владельца больше, чем кажется. Саймон Лахам (Simon M. Laham) с коллегами выявили так называемый «эффект произношения фамилии», проявляющийся в том, что простые в произношении фамилии (и их носителей) оцениваются более позитивно, чем трудные в произношении фамилии.

Исследователи провели пять исследований. В первом исследовании 35 участникам предлагалось оценить 50 фамилий 5-ти разных национальностей по 3 критериям: беглость (насколько легко произнести фамилию), необычность (насколько необычной, нетипичной является фамилия), привлекательность (насколько фамилия нравится). Результаты показали, что беглость фамилии хорошо предсказывает её привлекательностью, причём, этот эффект не связан с распространённостью, типичностью или длиной фамилии.

Во втором исследовании изучалось действие эффекта произношения фамилии в реальном поведении людей, моделируемым выборами. 35 участникам предлагалось проранжировать по степени предпочтения 12 кандидатов на основе макетов избирательных бюллетеней. Результаты показали, что кандидаты с легко произносимыми фамилиями оценивались как более предпочтительные, чем кандидаты с трудно произносимыми фамилиями.

В третьем исследовании 74 участника должны были прочитать макет газетной статьи, содержащей информацию о кандидате, участвующем в местных выборах. В статье были приведены общие сведения о кандидате, в том числе о его семье, предыдущей карьере, а также о его политических взглядах. Фамилия кандидата варьировалась в зависимости от 2 переменных: беглость (легкие/трудные для произношения), национальность: (греческая/польская). Вся остальная информация была неизменна (в том числе имя и пол кандидата). После прочтения статьи, участникам предлагалось оценить, насколько данный кандидат подходит на должность в местный совет. Результаты опять показали, что кандидаты с легко произносимыми фамилиями оценивались как более подходящие, по сравнению с кандидатами с трудно произносимыми фамилиями.

Четвёртое исследование было направлено на выяснение того, оказывает ли влияние на эффект произношения фамилии принадлежность кандидата и оценивающего к одной и той же группе или к разным группам. 55 участникам-австралийцам предлагалось оценить 40 фамилий, используя те же шкалы, что и в первом исследовании. Однако половине из них фамилии были представлены как австралийские (условие одной и той же группы), другой половине – как американские (условие разных групп). Легко произносимые фамилии оценивались позитивнее в обоих условиях, т.е. фактор принадлежности к одной или разным группам влияние не оказал.

Пятое исследование в отличие от первых четырёх было проведено не в лабораторных, а в естественных условиях. Из 10 различных по размеру американских юридических компаний случайным образом были отобраны по 50 юристов. Исследователи хотели выяснить, есть ли реальные карьерные различия между юристами с легко и трудно произносимыми фамилиями. Оказалось, что юристы с более легкими в произношении фамилиями занимают более высокие позиции в своих фирмах. Причём этот эффект не зависел ни от размера или рейтинга фирмы, ни от средней зарплаты, и в равной степени наблюдался как в случае англо-американских, так и в случае иностранных фамилий.

Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был успешен в карьере, то дав ему простое и легко произносимое имя и фамилию, вы увеличите его шансы.


Источник: Laham, S. M., Koval, P., & Alter, A. L. (2012). The name-pronunciation effect: Why people like Mr. Smith more than Mr. Colquhoun. Journal of Experimental Social Psychology, 48(3), 752–756. doi: 10.1016/j.jesp.2011.12.002

Комментариев нет:

Отправить комментарий