22.07.2012

Все написано на лице: высоко статусные люди воспринимаются как менее кооперативные

Отражается ли статус человека на его лице? Есть ли разница в том, как люди воспринимают и оценивают людей с высоким и низким статусом, основываясь только на особенностях их лиц? Как это ни странно, ответ на эти вопросы утвердительный. Патрисия Чен (P. Chen), Кристофер Майерс (Christopher G. Myers), Ширли Копельман (Shirli Kopelman) и Стивен Гарсия (Stephen M. Garcia) из Мичиганского университета провели три исследования, в которых обнаружили, что статус отражается на лице человека, другие люди замечают это и в зависимости от воспринимаемого статуса индивида выстраивают взаимодействие с ним.

В первом исследовании участникам показали фотографии реальных деканов бизнес-школ и попросили оценить их кооперативность (cooperativeness). Единственной информацией, которой обладали респонденты в отношении людей на фотографиях, были непосредственно эти фотографии. Результаты показали, что деканы бизнес-школ, находящихся в верхней части рейтинга U.S. News and World Report (2010), оценивались как менее кооперативные, по сравнению с деканами бизнес-школ с более низким рейтингом.

Во втором исследовании, половине участников сказали, что они будут соревноваться в интеллектуальной викторине со студентами из более статусной группы, а другой половине – со студентами из менее статусной группы. Сразу после предъявления этой информации участников просто сфотографировали, объяснив это потребностями викторины. Данные фотографии показывали совершенно другим участникам исследования, которых также просили оценить кооперативность изображенных на фотографиях людей. Люди на фотографиях, которые думали, что обладают более высоким статусом по отношению к соперникам, оценивались как менее кооперативные, чем те, кто воспринимал свой статус ниже, чем у соперников. Получается, что даже временное осознание высокого по сравнению с другими людьми статуса как-то отражается на лице человека и окружающие способны это заметить.

На основе первых двух экспериментов выяснилось, что высокопоставленные или воспринимающие себя таковыми люди оцениваются другими как менее склонные к сотрудничеству только лишь по выражению их лица. В третьем исследовании, авторы статьи обнаружили, что данный эффект не ограничивается только восприятием и оценкой людей. Данные различия проявляются и в поведении. Участники не только оценивали высокопоставленных деканов бизнес-школ, как менее склонных к сотрудничеству, но и вели себя по-разному в предполагаемой ситуации переговоров с ними. Например, при переговорах с высоко статусным деканом запрашиваемый участником бюджет был меньшим и более компромиссным, по сравнению с ситуацией переговоров с низко статусным деканом.

Несмотря на то, что в данном исследовании для определения статуса использовался рейтинг колледжа, обычной жизни он может базироваться и на других основаниях: имидж и репутация организации, должность, полномочия и т.д. Поэтому важно понимать, что статус может повлиять на то, как люди будут воспринимать вас и вести с вами переговоры, от которых может зависеть успех бизнеса. А руководители должны понимать, что их статус может проявиться в их мимике в момент взаимодействия с подчиненными, что может повлиять на восприятие намерений руководителя. Авторы приходят к выводу, что если кто-то хочет, свести нежелательные эффекты воспринимаемого высокого статуса к минимуму, ему необходимо будет скрыть не только должность, но и свое лицо.

Источник: Chen P., Myers C.G., Kopelman S., Garcia S.M. (2012). The Hierarchical Face: Higher Rankings Lead to Less Cooperative Looks // Journal of Applied Psychology. Vol. 97. Is. 2. P. 479–486.

Комментариев нет:

Отправить комментарий